Обещанный властями Ханты-Мансийского автономного округа комплексный межмуниципальный полигон твердых коммунальных отходов для крупнейшего города округа – Сургута, а также Когалыма и поселений Сургутского района – не будет сдан согласно заключенному концессионному соглашению в 2026 году. Более того, во время заседания думы ХМАО стало известно, новое правительство не заложило каких-либо средств на этот полигон в бюджете на 2025-2027 годы.
Чиновники признались, что пока не знают, как именно и когда будет реализован проект. В думе прозвучали версия о возможном саботаже концессионера и предложение к правительству Руслана Кухарука перестать работать с партнерами, которые не выполняют взятых на себя обязательств. Конкурс по отбору концессионера для реализации проекта по созданию и эксплуатации полигона ТКО проходил в 2021 году. Его выиграла компания ООО «Сургутское экологическое объединение» (входит в структуру «Корпорации СТС» Артема Бикова и Алексея Боброва), которая предложила правительству уникальные условия реализации проекта стоимостью 4,2 млрд рублей – она отказалась от бюджетных средств (капитального гранта), предложив создать объект исключительно за собственный счет. В сентябре 2021 года между департаментом промышленности ХМАО и победителем было заключено 26-летнее концессионное соглашение, по условиям которого срок создания объекта – 30 месяцев с момента передачи концессионеру земельных участков. В 2022 году должно было начаться строительство, однако этого до сих пор не произошло.На комитете по бюджету в думе ХМАО, где рассматривался проект бюджета на 2025-2027 годы, депутат Михаил Сердюк поинтересовался, какой процент готовности объекта на сегодняшний день. Из ответа курирующей экологический и промышленный блоки заместителя губернатора Натальи Огородниковой следовало, что по проекту нулевое исполнение. Более того, она подтвердила опасение депутатов, что объект не будет сдан и в 2026 году, как обозначено в допсоглашении. «Концессии в сфере экологии очень сложные. С 2021 года было закачено соглашение и там проблема с землей. Оказалось, что земельный участок, который был передан, не прошел разрешение у ПАО «Сургутнефтегаз». И в той редакции, которое изначально было подписано соглашение, не было реализовано. Как я понимаю, 2022 год ушел на то, что подбирались новые земельные участки. Было четыре варианта, выбрали непосредственно два, которые стали вновь разрабатывать. И когда посмотрели, то оказалось, что очень высокая заболачиваемость этих участков, есть даже озеро. И требуется большая работа по подготовке – нужна отсыпка и ориентировочно сумма этих работ 4,5 млрд рублей», – сообщила Огородникова, обозначив, что концессия, которая начиналась без бюджетных вливаний, на данном этапе требует колоссальных трат налогоплательщиков Югры. При этом Огородникова сообщила, что власти планируют переформатировать проект и реализовать его лишь частично. «Мы написали в Министерство природных ресурсов, что мы не сможем ввести полигон в 2026 году и будем возвращаться к исходному первому варианту и просить вновь согласовать (видимо, у Сургутнефтегаза – прим. ред.) строительство, но только мусоросортировочного завода на тех землях, которые изначально были предусмотрены», – заявила она. По всей видимости, сейчас правительство в приоритете рассматривает сценарий, который впервые профильные чиновники представили летом 2024 года. Напомним, старый полигон в Сургуте уже как несколько лет закрыт для эксплуатации по решению суда. Отходы вывозятся на частный полигон ЛТД, который не имеет объектов сортировки и переработки и, по сути, не соответствуют целям мусорной реформы. В июле власти заявляли, что как альтернативу строительства нового полигона рассматривают вариант полного отказа от его строительства в пользу расширения полигона ЛТД, так как его территория это позволяет – сейчас он заполнен на 20% и еще 4 млн тонн может принять. Тогда депутаты раскритиковали подход, указывая, что на территории округа будет создана очередная огромная свалка, которая не только противоречит сути мусорной реформы, но и опять обойдется жителям в копеечку, так как лет через 10 лет потребуется ее рекультивация. Видимо, власти хотят прикрыть этот напряженный вопрос за счет строительства в Сургуте мусоросортировочного комплекса. В этот раз депутаты не стали уходить в споры с правительством по поводу лучшего варианта решения проблемы. Они обозначили другую сторону вопроса. А именно поинтересовались, почему власти ХМАО «прикрывают» концессионера, который не выполняет взятых на себя обязательств? В частности, депутат Михаил Сердюк высказал мнение, что у компании были все возможности еще до подписания всех документов изучить планируемые к освоению земельные участки на предмет их обременения, попадания в санитарно-защитную и охранную зону нефтяников. «Вы где-то требовательны очень к каким-то концессионерам, а где-то прям лояльные: все проблемы их изучаете, у них там болота… «Сургутнефтегаз» не самая последняя компания, чтобы игнорировать ее мнение, чтобы просто выбрать участок, пальцем ткнуть не проверяя. Отказал – и правильно сделал. На все вопросы надо получать ответ самостоятельно. И то, что вы сейчас говорите – это риски концессионера. Что касается участков – да у нас сплошные болота! Вся Югра в болотах. А если эти партнеры легкомысленно относятся к назначению земельных участков и их качеству, то надо расторгать с такими партнерами отношения… И правительству нельзя принимать на себя всю ответственность. Я считаю, что те партнеры, которые выходили на аукцион, трезво оценивали свои возможности и степень значимости для региона этого вопроса… Не выполняете обязательства – до свидания! Ничего не сделано! И не надо рассказывать нам про земли. Они же не с Луны прилетели. У нас открытая страна – пошел, сделал изыскания. Мы когда участки приобретаем, то в первую очередь идем и смотрим их. А вот почему мы сейчас защищаем компанию, я не понимаю. Прошу отнестись ответственно к этому вопросу. Абсолютно неэффективное взаимодействие. И хватит правительству в роли адвоката недобросовестных партнеров выступать. Сейчас новый состав правительства, другие люди пришли. Есть возможность переоценить. Даже те, кто не пришел, а остался, все равно понимает, что времена поменялись. И политической волей нужно провести ревизию, дать оценку всем этим проектам и найти новые решения, которые будут реализованы не на бумаге, а на деле», – поделился мнением народный избранник. Наталья Огородникова попыталась убедить Сердюка, что власти уже меняют подходы. «Мы как раз тем и занимаемся. Первое, что сделали за первый месяц работы –провели ревизию всех концессионных соглашений в сфере экологии… Сейчас по данному соглашению стоит дата 2026 год, мы других соглашений еще не подписывали. Но понимая, что мы должны расторгаться и, возможно, предусматривать расходы на отсыпку участка, мы направили на согласование в Минприроды наши предложения. Как только Москва внесет изменения, будет подписана новая дорожная карта, которая предусматривает совершенно новые подходы по реализации концессионных соглашений. К концу года готовы сообщить, как мы двигаемся по проблемным объектам и соглашениям», – пообещала она.
Добавим, что корпорация в лице ООО «Нижневартовское экологическое объединение» выступает также партнером по заключенному в 2020 году концессионному соглашению по созданию полигона в Нижневартовске, который должен был появиться еще в 2023 году. Проект тоже сорван – компания также заявила, что предоставленный ей земельный участок непригоден: обременен правами третьих лиц и заболочен. При этом еще в 2022 году, когда кураторы сообщили прежнему губернатору Натальи Комаровой, что концессионное соглашение идет с нарушением сроков со стороны концессионера из-за чего ввод объекта, скорее всего, будет перенесено на 2024 год, она интересовалась, можно ли расторгнуть с компанией соглашение. Ее подчинённые сообщили, что, согласно контракту, сделать это можно будет не раньше октября 2023 года. На что губернатор возмущалась: «Что это за соглашение такое странное? Сидим, чай пьём. Через три года пришли, сказали: «Ну не смогла». Выслушав Огородникову, депутат отметил, что до конца года ждет отчета властей по поставленным вопросам. «Я прошу мое предложение рассмотреть, в течение оставшегося месяца выработать такие решения, и поделиться с депутатским корпусом, каким образом идем дальше, чтобы не было какой-то абстрактной дорожной карты», – резюмировал Михаил Сердюк. Следом его поддержал коллега Виктор Сысун. «Вспоминаю 2018 год, когда нам Алексей Геннадьевич Забозлаев рассказывал, как замечательно у нас все будет, инвестиции порядка 100 млрд на строительство полигонов и все построят в 2022 году. Давайте не забывать, у нас национальные цели определены президентом Владимиром Путиным – до 2030 года должна быть 100% сортировка ТКО (добавим, что президент также требует обеспечить захоронение не более чем 50% отходов – прим. ред.). И мы ее не выполним, если у нас не будет этих полигонов, а срок уходит. Поддерживаю полностью предложение, чтобы нам до конца года представили информацию по всем полигонам», – обратился депутат к правительству. Присутствующий на заседании комитета Алексей Забозлаев поправил депутата, что обещал не 100 млрд, а 10 млрд на строительство 4 комплексов, при этом не объяснился, почему они до сих пор не построены. «Что качается сургутского полигона – земельный участок [его обустройство] стоит 4,5 млрд, у нас оценка проведена несколькими компаниями. Нам просто надо принять решение – идем или нет. Альтернативные участки есть, сегодня они прорабатываются», – все, что смог добавить по ситуации бывший куратор запущенных, но не реализованных проектов.
Свежие комментарии